Филиппинские боевые искусства
В современной терминологии употребляется несколько названий филиппинских боевых искусств. Это понятно. Ведь Филиппины — это архипелаг, насчитывающий около 7100 островов, на которых живут народности, говорящие на 83-х основных диалектах. Но мусульмане юга страны или выходцы из Малайзии употребляют термин «кали», жители острова Себу используют испанский по происхождению термин «эскрима» (исп. «стычка» или «схватка»).
В Европе и США
филиппинские боевые искусства известны, в основном, под этими названиями. Однако наиболее распространенным и наиболее приемлемым является термин «арнис». Он тагальского* происхождения и, когда употребляют это слово, почти любому филиппинцу ясно, о чем идет речь.
Помимо этих трех существуют еще несколько названий, обозначающих то же самое: армас де мано, дидья, эспада и дага, эстокада, эсток, кабароан, калиронган, пагарадман, пананандата или синавали. И это еще не все.
Применение двух палок в бою было отмечено испанскими хронистами практически сразу же после столкновения с филиппинцами. До захвата страны Испанией в XVI в. арнис практиковался открыто и повсеместно, а техники его применялись для подготовки воинов. Колонизаторы запретили преподавание боевых искусств, и традиция ушла в подполье, проявляясь лишь в движениях традиционных танцев, воспроизводящих техники работы руками без зажатых в них палок, да в народных театральных представлениях «моро-моро».

При американцах много филиппинцев
переехало на Гавайи и в Калифорнию, привнеся туда и свои традиции боевых искусств, которые, правда, до недавнего времени распространялись только среди своих. Тенденция эта продолжалась и после того, как в 1946 г. Филиппины стали независимыми. С начала 60-х годов началась кампания по превращению арниса в национальный спорт — его стали преподавать в армии и на кафедрах физической культуры в университетах. Параллельно арнис продолжал служить основным способом выяснения отношений между собой и положить конец таким массовым «разборкам» удалось только в 1972 г., когда к власти пришли военные, и было объявлено чрезвычайное положение.

Многие методы тренировки
(такие, как длительная работа с завязанными глазами, отработка боевых приемов по пояс или по грудь в воде, под густыми кронами деревьев, где очень сложно работать на верхнем уровне, специальная работа против всадника) являются характерными для филиппинских стилей. Не возникало на Филиппинах и стремление к унификации, создание единого стиля наподобие китайского «длинного кулака» или корейского тхэквондо. Хотя существует классификация, делящая все разновидности арниса на северные, центральные и южные, она более, чем условна.
Резкое отличие филиппинских стилей от большинства других заключается в том, что, если стандартный китайский или японский стиль начинает обучение сперва с работы руками и лишь затем, через несколько ступеней, приступает к работе с оружием, на Филиппинах сперва берут в руки оружие. Ведь остаться без него на поле битвы — самое последнее дело. А пытаться бить руками и ногами такого наиболее частого противника, как испанец в кирасе и шлеме, стало весьма затруднительно


«Моро» — значит «мавр»
Так испанцы называли мусульманское население Тагальский язык — государственный язык Филиппин, южных регионов страны, завоевание которых было особенно длительным и кровавым. Пьесы «моро-моро» как бы наложились на европейские театрализованные представления, посвященные борьбе христиан с маврами, тоже включавшие в себя элементы сценического боя. Танцы с оружием, называемые «синулог» или «бинабаяни», включали в себя нанесение ударов, парирование, бой на кинжалах, мечах и копьях, «разоружение противника», броски, сочетающиеся с чисто танцевальными элементами. Они исполнялись на свадьбах и других праздниках. Традиция же арниса как боевого искусства продолжала тайно передаваться от отца к сыну.
Когда в конце XIX в. испанское господство на островах сменилось американским, официальный запрет на преподавание боевых искусств был снят. Стали открываться школы, появились известные мастера, соперничество между которыми родило практику «боев до смерти», часто проводились показательные выступления, но отдельные мастера традиционных боевых искусств на всякий случай продолжали работать тайно.

В США и Европе
интерес к арнису появился и стал очень быстро расти с подачи Брюса Ли, очень часто применявшего в своих фильмах элементы и этого боевого искусства, которому его обучил Дэн Иносанто, один из самых известных его сподвижников и ведущих специалистов по филиппинским боевым искусствам в США. Кроме него, в мире хорошо знают и таких мастеров, как Реми Пресас, Фредерико Лазо, Рене Латоса, Снуки Сансес, Лео Гадже, Том Бисио, Грасиела Касиллас и др. Легенды окутывают имя Флоро Виллабриле, непобедимого победителя «боев до смерти» начала нашего века, считающегося вторым великим воином арниса после легендарного Лапу-лапу.
Многообразное культурное влияние, сочетающееся с такими чертами филиппинского национального характера, как открытость и способность к адаптации любых элементов иных культур, с которыми он входит в соприкосновение, затрудняют четкое выделение того, что в арнисе является аутентичным, а что привнесенным. К примеру, арнис — одна из немногих боевых систем Юго-Восточной Азии, на которую оказала существенное влияние европейская фехтовальная традиция — приемы боя с длинной и короткой палкой местами сильно напоминают европейские техники боя шпагой и кинжалом.

Поэтому исторически
сложившаяся технология обучения здесь такова:
— работа с оружием (сперва палкой, потом острым);
— работа руками («мано и мано»);
— работа ногами.
Подобный рассказ о филиппинском оружии впереди, но сразу отметим, что в процессе тренировки, как и в жизни, палку всегда предпочитали клинку. В этом выражается своеобразный гуманизм филиппинцев, поскольку, работая острым оружием, не искалечить и не убить партнера очень сложно.
Существует четыре основных варианта использования палки. «Соло бастон» является техникой работы одной палкой, «синавали» — техника наиболее известная и распространенная, предполагает работу двумя палками; «эспада и дага» тоже обозначает работу двумя палками, но одна из них длиннее, другая — короче, «арнис кавайян» — это работа длинным деревянным или бамбуковым шестом.
